Начало индикта — церковное новолетие
Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:
Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, /
о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, /
славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, /
и рабски любовию вопием Ти: /
Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.
Слава: глас 3:
Твоих благодеяний и даров туне, /
яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, /
к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, /
и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: /
слава Тебе, Боже Прещедрый.
«Пробудитесь, люди, в день церковного новолетия», ― епископ Иларий (Шишковский)
Думаю, было бы полезно для современных людей больше обращать внимания на церковное новолетие, заняться популяризацией этого церковного праздника, что дало бы возможность вернуться к тем истокам, о которых мы постоянно говорим. Это не значит, что мы отрицаем гражданский Новый год. Да, это тоже праздник, который Церковь признает и отмечает молитвенно, но он несет другую нагрузку. Новолетие церковное содержит как раз те акценты, которые необходимы для нашего осознания себя, окружающих, которые всегда говорят, что первым делом – это твое сердце, которое должно любить по-христиански и Бога, и ближнего, да и себя самого, потому что мы думаем, что мы любим себя. Но любить себя по-настоящему мы не умеем.
Ведь как мы себя любим? Эгоистично. Из-за искаженного понятия любви, человек развращается, уничтожает самого себя. Но человек, познавший любовь истинную, сохраняет себя для будущей жизни, для праведной жизни здесь и сейчас.
Как раз церковное новолетие и дает все эти моменты, которые помогают душе пробудиться. Что такое молитва, богослужение, вообще весь строй церковной жизни – это и есть вот тот шафар ― рог, в который Церковь трубит, чтобы каждая душа содрогнулась, чтобы она пробудилась. Люди находятся в каком-то греховном сне и вот день нововлетия призван к тому, чтобы пробуждать человека, который должен проснуться и посмотреть: Господи, а что же это я сплю, уже осень на дворе, скоро снег выпадет, а я ничего не делаю, я нигде не успел, я должен измениться, проснуться и бодрствовать, действовать, иначе я просто замерзну и умру.
Вот это и есть один из лейтмотивов празднования, который не помешало бы вернуть обратно. Потому что сейчас у нас церковное новолетие происходит незаметно, скромно. Думаю, не мешало бы его отмечать более торжественно и давать те примеры назидания, которые предлагает Церковь в этот день.